Сокол Лариса Ивановна, педагог-психолог, Полещук Мария Алексеевна, социальный педагог, осуществляют психолого-педагогическое сопровождение и поддержку обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников. Психолого-педагогическое сопровождение в МБОУ СОШ №3 им. А. С. Пушкина г. Пятигорска организованно с целью создания благоприятных психологических условий для развития всех обучающихся, работы педагогов, формирования психологической культуры взаимодействия, оказания психологической помощи детям и подросткам в процессе обучения и воспитания.
Программа профориентационной работы в 9, 11 классах МБОУ СОШ № 3 им. А. С. Пушкина
Первичный анализ необходимости психолого-педагогической помощи обучающимся осуществляется на этапе посещения ими школы будущего первоклассника. Классные руководители знакомятся с образовательными возможностями, образовательными и социальными потребностями обучающихся.
При выявлении необходимости классные руководители приглашают обучающихся и их родителей на школьный психолого-педагогический консилиум.
По решению консилиума обучающийся может быть направлен на психолого-медико-педагогическую комиссию.
В случае, если комиссия подтверждает необходимость создания особых условий для успешной адаптации обучающихся, выявляет потребность в дополнительной коррекционной работе, выдав соответствующее заключение, родители обучающегося в праве принять решение о переходе на обучение в класс.
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
- обеспечение полноценного психического и личностного развития обучающихся в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями при освоении ими основных общеобразовательных программ;
- просветительская, психопрофилактическая, консультативно-диагностическая, социально-психологическая и иная диагностическая помощь;
- предупреждения и профилактика нарушений в развитии устной и (или) письменной речи обучающихся;
- преодоление трудностей в освоении обучающимися основных общеобразовательных программ;
- обеспечение взаимодействия в разработке и (или) реализации адаптированных образовательных программ;
- совершенствование методов психологического сопровождения в соответствии с возможностями, потребностями и интересами обучающихся
Основным предметом деятельности психолога является психолого-педагогическое сопровождение основной образовательной программы. Содержание его работы определяется исходя из следующих аспектов:
- общего перечня психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы;
- содержания основной образовательной программы, разработанной образовательным учреждением, с учетом его типа и вида, а также образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников;
- планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Деятельность психолога в части обеспечения психолого-педагогических условий реализации программы включает следующие направления:
- психолого-педагогическое сопровождение основной образовательной программы начального общего образования для достижения планируемых результатов всеми обучающимися;
- выявление и развитие способностей обучающихся;
- психолого-педагогическое сопровождение разработки основной образовательной программы начального общего образования, проектирования и развития внутришкольной социальной среды, а также формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
- использование в процессе психологического сопровождения современных технологий деятельностного типа;
- психолого-педагогическое сопровождение организации самостоятельной работы обучающихся;
- психолого-педагогическое сопровождение обновления содержания основной образовательной программы начального общего образования, а также методик и технологий ее реализации.
Кроме того, педагог-психолог принимает участие в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов.
Результаты работы по психолого-педагогическому сопровождению реализации основной образовательной программы определяются исходя из комплексной оценки деятельности образовательного учреждения в области создания комфортной развивающей образовательной среды:
- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
- комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
Реализация предлагаемой системы мероприятий предполагает решение следующих задач:
- психологическое сопровождение ориентации обучающихся в современном мире профессий, информирование о требованиях рынка труда, начиная с 5-ого класса на всех последующих ступенях образования;
- обучение обучающихся умению соотнести свои способности и интересы с требованиями интересующих их профессий; знание своих возможностей и потребностей;
- обучение умению анализировать себя в контексте системы требований избранной профессии, осваивать способы самоанализа и саморефлексии
Задачи:
- развитие умений быть готовыми к первым жизненным испытаниям (ЕГЭ, экзамены)
- развитие личностных качеств профессионала, готового к постоянному саморазвитию в современном мире;
- стимулирование самостоятельности при решении проблем адаптации к окружающему миру;
- развитие у обучающихся умения принимать решения;
- привлечение внимания всех участников образовательного процесса к проблемам профильного самоопределения подростков.